Применение добавок в технологии транспортбетона

В настоящее время большинство бетонных конструкций сооружается с использованием транспортируемого бетона. Широкое практическое применение транспортбетона предъявляет новые требования к его свойствам. Наиболее важным является сохранение неизменной подвижности бетона после его доставки на стройплощадку.

Дело в том, что время транспортировки порой достигает 60 минут. Это означает замедление скорости гидратации в первое время после замешивания бетона. Одновременно в большинстве случаев требуется быстрый рост начальной прочности в связи с высокой скоростью производства строительных работ. Изготовление, транспортировка и укладывание бетона осуществляется круглый год, часто при экстремальных температурных условиях.

Приведенные причины иллюстируют важность выбора таких типов добавок, которые позволяют целенаправленно модифицировать свойства свежеприготовленного и уложенного бетона по желанию заказчика.

Для этих целей при изготовлении транспортбетона в настоящее время используются разные типы пластифицирующих, суперпластифицирующих, замедляющих и ускоряющих добавок. Наиболее широкое применение имеют пластификаторы и суперпластификаторы, выпускаемые на основе различных химических веществ.

Пластификаторы на основе лигносульфонатов в настоящее время являются наиболее распространенными добавками при изготовлении транспортбетонов классов Б15-Б35. Применяются как 30%-ные, так и 40%-ные водные растворы. Максимальный пластификационный эффект наблюдается при дозах, составляющих от 0,8% веса цемента (40%-ные растворы) до 1% веса цемента (30%-ные растворы). Замедляющий эффект существенно увеличивается при дозировке свыше 1%. Такие добавки не годятся для бетонирования в зимних условиях.

Комбинированные добавки применяются в бетонах классов Б15-Б55. Применяются в виде 30-40%-ных водных растворов. Оптимальное пластификационное действие наблюдается при дозах 0,8% от веса цемента (40%-ные растворы) до 1% от веса цемента (30%-ные растворы). Здесь используется высокая эффективность воздействия суперпластифицирующего составляющего на снижение потребления воды. Используется и замедляющая способность пластификатора (на основе лигносульфоната). В результате увеличивается возможное время транспортировки бетона при одновременном быстром росте его начальной прочности. Используется это, например, при бетонировании преднапряженных конструкций, когда требуется достижение 80% окончательной прочности после 3 дней твердения. Еще одним преимуществом такого бетона является его более высокая когезия, меньшая склонность к сепарации воды из бетона.

Суперпластификаторы являются высокоэффективными пластифицирующими добавками. Применяются при использовании бетона большей классности, чем Б35. Оптимальный пластификационный эффект наблюдается при дозах 0,5-1% от веса цемента. При смесях с высокой текучестью применяется доза 1,2-1,5% от веса цемента.

Преимуществом является возможность максимального сбережения цемента, быстрый рост прочности, более высокая стабильность бетона, низкие водоцементные отношения при высокой текучести свежеприготовленного бетона, существенное снижение трудоемкости при применении вибраторов и возможность применения добавок в зимний период.

Недостатком является быстрая потеря способности к обработке во всех ситуациях, кроме случаев применения добавок на основе поликарбоксилатов.

Основной проблемой транспортбетона является сохранение способности свежеприготовленного бетона к обработке после доставки его на объект. Применение различных добавок открывает следующие возможности решения этой проблемы.

Применение обычного пластификатора лигносульфонатового типа (Бетофлюид, Стахепласт, Стахепласт Л) при дозах 0,5-0,8% от веса цемента может обеспечить возможность транспортирования бетона в течение 35-45 минут. Увеличение дозы добавки свыше 1% позволяет транспортировать бетон в течение 45-60 мин. Следует иметь в виду, что лигносульфонаты в таких дозах уже не уменьшают водоцементного отношения, но существенно отдаляют начало затвердевания транспортируемого бетона.

При обычных дозах лигносульфонатного пластификатора можно продлить время способности к транспортировке с минимальным изменением способности к обработке применением модификатора вязкости Стахепласт МВ на 60-90 минут.

Простым способом, которым можно обеспечить требуемую подвижность бетонной смеси на объекте, является дополнительная пластификация бетона в бетономешалке на перед его обработкой. Осуществляется это добавлением суперпластификатора в дозах 0,2-0,4% от веса цемента. Подобные правила действуют при применении комбинированных добавок (Стахемент Н, Стахемент МЛ).

В случае применения суперластификационной добавки на бетонном заводе перед транспортировкой продолжительностью до 60 минут можно применить модификатор вязкости Стахепласт МВ или дополнительно пластифицировать бетон на стройке перед его применением.

Часто по технологическим причинам бывает необходимо сдвинуть начало затвердевания бетона (например, по причине наличия длительного временного интервала перед укладкой следующего слоя бетона). Для этого применяются комбинированные добавки-пластификаторы с замедлителем затвердевания (Ретардал ТКП). Преимуществом является также целенаправленное регулирование высвобождения тепла при сооружении массивных конструкций, что минимизирует возникновение поверхностных трещин в бетоне, вызываемое температурным перепадом между бетоном и внешней средой.

Особой темой является бетонирование в зимний период. Современная практика бетонирования показывает, что бетонирование в зимний период становится обычным явлением, и что, применяя соответствующие продукты строительной химии, можно и зимой сооружать бетонные конструкции. Способ зимнего бетонирования основан на применении комбинации суперпластификатора и ускорителя затвердевания. Задачей суперпластификатора является возможно максимальное снижение содержания в бетоне воды затворения, то есть замерзающего составляющего. Одновременно задачей ускорителя затвердевания является максимальное ускорение гидратации цемента и развития тепла гидратации. Цель использования обеих добавок – достижение затвердевающим бетоном такой прочности, когда мороз уже безопасен (как правило, 4-8 МПа) в возможно более короткий срок. В табл. 2 приводятся рекомендуемые дозы и необходимые меры для бетонирования зимой с применением комбинированной добавки Стахемент Ф.

Share

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *